вторник, 17 августа 2010 г.

Немного о Фестивале, или Как Йохан Элтвик купил витебский трамвай


«Фестиваль - это, прежде всего, люди»
Вовка Соболев

На фестивале мне не довелось побывать, но фестиваль сам пришёл ко мне в гости, в лице его самых главных лиц!

Но обо всём по порядку.

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

Когда: 4 августа
Где: мастерская Юрия Семёновича Черняка
Кто: иностранная делегация в рамках частного визита, подготовленного Михаилом Гуськовым. Среди участников делегации - Генеральный Секретарь УМСА-Беларусь Александр Игнатьевич Артющенко, генеральный Секретарь мирового Альянса УМСА Йохан Вильхельм Элтвик, заместитель Генерального Секретаря УМСА Европы Михал Шиманчак . Ну и сам дядя Миша - региональный Секретарь УМСА Европы! Плюс мы: Юрий Черняк и Дмитрий Рубаник - хозяева мастерской, витебские художники - Андрей Духовников, Вика Алферонок и Алеся Астахова. Ах, да – и я!

Сказать, что мы почти не готовились к приёму гостей – значит, слукавить - мы готовились. Строгали колбасу и сыр, готовили бутерброды, мыли овощи, драили полы. И делали всё это не столько, потому что это высокопоставленные гости, сколько потому что – это гости как таковые - люди, которые пожелали увидеть культурный Витебск изнутри, понять его сущность, приблизиться к источникам.

Вообще, дядя Миша - молодец, что не отказался от встречи с главными "шагаловедами" города, ведь приехать в Витебск и не пообщаться с ними - это всё равно, что посетить Москву и не увидеть Кремль...
Утром этого же дня делегация уже встречалась с Давидом Симановичем! Нужно отдать должное Давиду Григорьевичу, который не артачился и не выставлял никаких условий. Он просто спросил Рубаника: "Дима, если тебе это надо, я приду". Дима, на секунду засомневавшись, почесал затылок и спросил больше не меня, а себя самого - "А мне это надо?" Я закивала - ну если уж мы эту кашу заварили, нам её и расхлёбывать... дело надо доводить до конца...

Гости, как и полагается, немного опоздали (скорее, задержались - начальство же))), заставив нас изрядно поволноваться о судьбе подготовленных нами продуктов. От жары колбаса "вспотела", сыр съёжился, помидоры и зелень завяли. "Вот увидите, они к столу даже не притронутся.. Я бы на их месте точно не притронулась.." – вздохнула беременная Алеся. Но они не то что притронулись, они уплетали за обе щеки, и шампанское пили, и выпили бы ещё столько же, если бы было.
Вообще вели себя очень непосредственно, сразу же равномерно рассредоточились по помещению, рассматривая картины и экспонаты. А рассматривать было что - работы представленных художников, выполненные в разных стилях письма: масло, графика, батик, офорты, а в качестве экспонатов - самая первая экспозиция дома-музея Шагала, а также предметы домашней утвари (точнее, то, что от них осталось), найденные Юрием Семёновичем в подвале шагаловского дома - вещи уникальные, скрытые от глаз широкого зрителя.
В общем, переводчиков явно не хватало - зря дядя Миша Вовочку не пригласил. "Эля, иди переведи" - очередь дошла и до меня. А я-то и освоиться толком не успела. Велкам - это всё, что я могла тогда из себя выдавить. "Переведи, что эта картина стоит сто евро" - Дима в моих лингвистических способностях, видимо, не сомневается, а зря! "Sto euro" - перевожу я с красивым английским прононсом, чем вызываю всеобщий хохот. Впрочем, мой хромой английский не помешал Йохану Элтвику купить картину моего мужа - "Трамвайчик".
Покупали, казалось, всё, что видели. Эх, ещё бы пару лишних часиков - и мы бы озолотились: там ещё столько барахла осталось!
Но процесс купли-продажи был прерван Юрием Семёновичем, который, пригласив всех к столу, поведал нам увлекательнейший рассказ о том, как он по крупицам создавал дом-музей Шагала. Рассказал он и о внучке Шагала - Белле Мейер, которая присутствовала на открытии музея.
После экскурсии все ринулись к картинам - докупать то, что не успели. И опять пригодилась моя помощь: я и переводила, и деньги считала, и песни норвежские пела, и сама экскурсию проводила по второму этажу мастерской, где были размещены макеты музеев каких-то гидроэлектрических станций. Как я это осилила, сама не понимаю, хотя пару глотков шампанского и не такое делают ))
Под конец я ещё успела поучаствовать в признании в любви некой женщины к моему собственному мужу. Хотя участие моё там и не требовалось вовсе. "Скажи ему, - сказала она, выхватив меня за локоть из толпы, и тыкая в Диму пальцем, - что я его люблю". Пока я соображала, как это перевести, и стоит ли переводить вообще, Димон сам всё понял и сказал мне: "Скажи ей, что ты моя жена". "She is my wife" - сказал он сам, не дождавшись от меня никаких попыток вообще что-либо произнести. В полных непонятках я незаметно от них отчалила, чтобы не мешать...
Уже прощаясь, я сказала Элтвику, что люблю бывать в этой мастерской вместе с дочками, и что особенно нам нравится бывать на крыше... "Так пойдём на крышу" - ответил он мне, и оповестив всех, что прощание откладывается, мы отправились к выходу. Дальше - хуже. За нами увязалась толпа желающих к нам присоединиться. Пока шли, женщины весело щебетали: мысль о том, как они будут на эту крышу взбираться, видимо, их не тревожила (или же они были твердо убеждены, что за решёткой и старым поломанным холодильником, находится ажурная винтовая лестница с перилками)... Увидев пожарную лестницу, они замялись, правда, совсем ненадолго. Охая и ахая, они все полезли вверх. А это стоило того! Вид с крыши - одуренный! Витебск как на ладони! Полюбовались, поговорили. "А вот у него сегодня День Рождения" - Элтвик показал на мужчину, выполнявшего восхождение на крышу уровнем выше. Свои невнятные поздравления (действие шампанского начало проходить) я адресовала его пяткам, потому что другие части тела были недоступны моему взору. Мою оплошность Дима исправил чуть позже, уже на земле, подарив имениннику свою небольшую картину.
Прощаясь, все обнимались и радостно благодарили друг друга… Было ощущение, что это уезжают родственники и давно знакомые люди. Расставались взволнованно, чуть ли не со слезами…

Ну, в общем-то, и всё. Проводив гостей, мы ещё немного посидели, пообщались, сменили шампанское на водку и пиво, доели колбасу и разошлись по домам в крайне приятном расположении духа. (Продолжение следует)

blog comments powered by Disqus
Related Posts with Thumbnails

Recent Comments

Powered by Disqus
free counters

Общее·количество·просмотров·страницы