вторник, 29 сентября 2009 г.

Первым делом - самолёты



Сегодня возрождающаяся авиапромышленность России делает ставку на новейшую отечественную разработку – лайнер «Суперджет-100», разработанный в КБ Сухого. Основу военно-воздушных сил России, как и многих других стран, составляют уникальные самолёты «Су-27». Это сила и гордость авиации!
Это и наша гордость. Потому что человек, заложивший основы российской авиации, Павел Осипович Сухой – наш земляк, уроженец Витебской земли.




Как известно, родился Павел Осипович Сухой, в селе Глубокое (ныне – город в Витебской области) 10 июля 1895 года. Его рождение удивительным образом совпало с рождением авиации. Приблизительно тогда же Александр Можайский спроектировал первый воздухоплавательный аппарат тяжелее воздуха. Но, этот факт не получил огласки, и о самолётах ещё никто ничего не слышал.
В 1900 году семья Сухих переезжает в Гомель. Павлику, единственному мальчику в многодетной семье, всего пять лет. Глава семьи, Осип Андреевич, заведует школой для железнодорожников, руководит музыкальным кружком. В их доме часто звучит музыка. Собрана внушительная библиотека. Есть и особый фолиант – сборник стихов Якуба Колоса, подаренный автором. В этой атмосфере и растёт будущий гений авиации.
Далее. Павлик поступает в училище в августе 1905. Знаменитые братья Райт уже успешно летают на своих самолётах, но этот факт всё ещё скрыт от общественности. Изобретение держится в строжайшем секрете. И у 10-летних мальчишек другие радости: первый граммофон, первый автомобиль и только что открывшийся иллюзион-кинотеатр.

И вот – мировая сенсация! На дворе 1906 год. Французский авиатор (точнее, их тогда называли «летунами») Сантос Дюмон на аэроплане собственной конструкции поднимается в воздух и пролетает целых… 220 метров! Весь мир в радостном оцепенении. Тут же бьется прежний рекорд – другой француз пролетает 770 метров по прямой. Все газеты трубят о наступлении новой эпохи – авиационной. В Париже появляются братья Райт и поднимают планку рекордов. Срабатывает «секретное оружие». Их усовершенствованные аппараты поднимаются на высоту более ста метров и пролетают… 50 километров! Более двух часов в воздухе! Эра авиации наступает окончательно и бесповоротно.
Наступает авиационное безумие. Аэропланы облетают Эйфелеву башню, перелетают через Ла-Манш. Жирные пятна на платьях кокоток, появившиеся от капнувшего масла с пролетевшего аэроплана, являются предметом особой гордости. Но в России подобного авиационного «бума» пока не наблюдается. Пока.
Но вот наступает 1910 год. Показательные авиационные полёты проходят и в России. Один из них – в Гомеле. Павлу 15 лет. Он среди зрителей демонстрационного полёта Сергея Уточкина. Это действо потрясает. Подобно тысячам юношей той поры, Павел увлечён чтением информации о новинках воздухоплавания. Ему в руки попадается статья Жуковского, перевернувшая мировоззрение подростка. И вот только теперь он желает сам конструировать самолёты и верит – это его призвание.
В 1914-м, по окончании училища, он решается поехать к профессору Можайскому в Москву, что бы приступить к реализации своих планов. Но в августе начинается война. Павел Осипович отправляется на фронт. Далее будут следующие события: вынужденный побег с фронта, учительствование в Лунинце и Гомеле, знакомство с будущей женой Софьей и, наконец, учеба в Москве. Сбывается предначертанное – он становится авиаконструктором.

В Советские времена полноценно расцветает талант Павла Сухого. Под руководством знаменитого Туполева, Павел Осипович конструирует свои первые самолеты. Всё идет, в общем, благополучно. Сухой принимает участие во многих проектах ЦАГИ, главного советского проектного бюро. Но хочется творческой самостоятельности. И судьба даёт шанс. И какой!
18 июня 1937 года мир потрясает новость – русские пилоты совершили перелёт СССР – США через Северный полюс! Экипажем самолёта РД («Рекорд Дальности» – вот название-то!), во главе со знаменитым Валерием Чкаловым, установлен новый рекорд дальности. Все восторженно говорят о Чкалове, мало кто знает о Сухом. Да и Павел Осипович не любит повышенного внимания к своей персоне.
Но рекорд Чкалова уже через месяц побит! И вновь на самолёте конструкции Сухого. Экипаж Громова покрыл расстояние в 11 тысяч километров! Америка без ума от русских пилотов. Такой ажиотаж и не снился современным «звёздам». Упавшую перчатку Громова, к примеру, мгновенно разрывают на сувениры. Это заслуженный триумф русской авиации.
Ещё будет знаменитый сверхдальний полёт женского экипажа Валентины Гризодубовой. И это новый невероятный успех советской авиапромышленности и П. О. Сухого в частности. Но будут и неудачи. И неудачи эти имели историческое значение.
Разработанные в середине 30-х годов истребители Су-1 и Су-3, превосходили по характеристикам все лучшие самолёты, существовавшие перед Второй Мировой. Но в производство модели так и не пошли. Из-за недоработки единственной детали – турбокомпрессора. Как знать, как повернулись бы военные события, будь на вооружении Красной армии эти самолёты…
Во время Великой Отечественной войны было выпущено несколько сотен знаменитых Су-2. Аппарат этот, как утверждали военные лётчики, отличался особой «живучестью» и безотказностью. Частенько бывало, пылающий, изрешеченный пулями, подобно дуршлагу, Су-2 успешно возвращался на военный аэродром. Удивительно, но даже при повреждении бензобака самолёт не взрывался. Кстати, Павел Осипович лично посещал эскадрильи, расспрашивая лётчиков о собственных самолётах. Предложения лётчиков по модернизации конструкции тут же вносились в производство.
Правда, подобных машин было мало, поэтому происходили казусы. Например знаменитый ас Покрышкин атаковал наш Су-2, приняв того за немецкую новинку.

После войны КБ Сухого выпускает огромное количество военных заказов. В общей сложности более 50-ти оригинальных конструкций, из которых 30 построены и испытаны. Особенности его самолётов знал каждый мальчишка послевоенной поры. На самолётах марки «Су» летали будущие знаменитые космонавты Титов и Береговой. Но долгое время имя генерального конструктора оставалось засекреченным.
Павел Осипович, умнейший человек, чьи идеи опережали время, увешанный всевозможными наградами и званиями, до конца жизни оставался простым и человечным. Был нетерпелив к непрофессионализму и бахвальству. Был точен и прозорлив. Не считался со званиями и регалиями; зачастую простой инженер, вносивший передовую идею в проект, вызывал у Павла Сухого большее внимание, чем консилиумы и прочие бюрократические заседания.
Павел Осипович скончался в 1975 году, в восьмидесятилетнем возрасте. Идеи, проработанные им при жизни, и сейчас актуальны и перспективны.
Огромная работоспособность, патриотизм и преданность делу – вот истинный портрет нашего выдающегося земляка. Давайте же «рассекретим» имя гениального авиаконструктора и с особой гордостью донесём до потомков.


P.S. Медаль № 1 Андрея Николаевича Туполева, учрежденная Академией наук СССР и присуждаемая один раз в четыре года за выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники, была присуждена посмертно генеральному конструктору авиационной техники Павлу Осиповичу Сухому.

Дмитрий Рубаник

blog comments powered by Disqus
Related Posts with Thumbnails

Recent Comments

Powered by Disqus

Общее·количество·просмотров·страницы